Чанышев Арсений Николаевич

Поступил в МГУ им. М. В. Ломоносова на философский факультет в 1947 г., который окончил с отличием в 1952.

Первое время Ч. «поднимал целину» - разрабатывал мало тогда у нас известную тему: христианский протестантизм. Он открывал для нас трагическую «теологию кризиса», которая вытесняет либеральный протестантский модернизм. Кандидатская диссертация: «Сущность американского протестантизма (на примере Рейнхольда Нибура)» (1956). Ч. исследовал сущность и происхождение протестантизма, анализировал его виды и строил их генеалогическое древо. В 1962 г. Ч. начал разрабатывать проблематику теории философии, анализируя то, что он впоследствии назовет «главным вопросом философии» - вопрос о взаимоотношении Бытия и Небытия («Трактат о Небытии», первая публикация «Вопросы философии», 1990, № 10, последняя - вместе с «Бостонскими тезисами» - «Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2000, №2»). Ч. полагает, что основание Бытия - в Небытии. Бытие вторично, потому что Бытие есть небытие Небытия. Как небытие Небытия Бытие непрочно и неустойчиво. Следствием непрочности и неустойчивости Бытия является Время. (Поскольку Бытие существует, не существуя, и не существует, существуя, оно есть Время). Человек Бытия видит Небытие только в его частных формах. Человек Небытия видит Небытие за всеми этими бытийными проявлениями Небытия. Мужество Человека Бытия – мужество быть несмотря ни на что. Мужество человека Небытия – мужество быть несмотря на Ничто.

В области истории философии в центре внимания Ч. такая ключевая проблема научной истории философии, как проблема генезиса философии - принципиально нового вида мировоззрения (первая публикация по этой теме «Проблема происхождения философии» // Философские науки. 1965. №4). Определяя мировоззрение, Ч. вводит понятие «основного вопроса мировоззрения» как вопроса о взаимоотношении Мироздания (ОНО) во всем его великолепии и Человечества (МЫ) во всем его многообразии. Ч. устанавливает уровни, типы и виды мировоззрения. Основным видом мировоззрения является обыденное мировоззрение, где, как до сих пор у преобладающего большинства землян, мироздание сводится к их делянкам, так что мировоззрение выступает в куцей форме «делянкозрения». Более возвышенны субъективно-художественное мировоззрение, из которого проистекают мифическое и, далее, религиозное мировоззрение, и объективно-художественное мировоззрение (то и другое «душа»), субъективно-научное и объективно-научное мировоззрения («ум»), философско-идеалистическое и философско-материалистическое мировоззрения («ум души»). Проблема происхождения любомудрия аналитически расчленяется им на вопросы, из чего (профилософия), как, когда, где, почему и зачем возникает философия. Ч. отрицает пресловутый синкретизм первобытного сознания и различает в профилософии две принципиально различные и даже противоречивые по своему содержанию и происхождению части: художественно-мифико-религиозный мировоззренческий комплекс (ХМРМК) – плод в основном воображения – и практический жизнеобеспечивающий рассудок. Философия возникает как разрешение противоречия между обеими частями профилософии. От ХМРМК философия наследует установку на большие мировоззренческие вопросы, а от практического рассудка рациональный способ их рассмотрения. Обе части профилософии продолжают существовать и после возникновения любомудрия как окололюбомудрие. На протяжении своей истории философия (дочь) колеблется между религией, мификой и искусством (мама) и теоретическим рассудком (папа), временами скукоживаясь то до роли служанки религии, то до роли служанки науки (философия – якобы всего лишь методология науки). Наличие профилософии – непременное, но недостаточное условие генезиса философии. Сама по себе профилософия содержит в себе лишь возможность любомудрия. Для превращения возможности в действительность необходимы соответствующие экономические, социальные и политические факторы, а также общественная потребность в новом виде мировоззрения. Философия возникает не с началом классового общества и даже не с отделения умственного труда от физического, а позднее, в начале «века железа» (железо, особенно метеорное железо, было известно издавна, но «век железа» начинается лишь там и тогда, где и когда железные орудия труда и войны решительно вытесняют соответствующие бронзовые, деревянные и костяные орудия) и с превращением предметных денег в монетные (монета как «вещная абстракция», проникая во все уголки общества, развивала у человека способность к абстрактному мышлению даже на уровне обыденного сознания).

Философия возникает в Китае, Индии и Греции (Европе) в 6 в. до н.э. Критерием наличия философии является образование хотя бы элементарных категориальных мировоззренческих конструкций. Генезис философии в Китае, Индии и Греции (Европе) происходил в основном одинаково. Однако были и значительные различия, но они вторичны.

Исследуя историю философии как объективный процесс, следует прослеживать в нем не только «основной вопрос философии» (тощая абстракция от «основного вопроса мировоззрения»), но и «главный вопрос философии», а также колебания философской мысли между чувствами (Руссо: «Чувствую - следовательно существую») и разумом (Декарт: «Мыслю – следовательно существую»), между «мамой» и «папой».

Тема докторской диссертации (1983) - «Генезис философии и ее ранние формы».

Лауреат Ломоносовской премии 2000 г. за научную работу по теме «Виды мировоззрения и генезис философии в прошлом и настоящем».

Публицист. Автор «Декларации антитоталитариев» (первая публикация в 1991 году). «Антитоталитаризм учит, что ТЫ не ничтожный винтик в государственной машине, но ТЫ и не целое. Ты – часть целого, но каждый из нас такая часть целого, которая равна целому, а то и превосходит его. Ведь ТЫ – ЛИЧНОСТЬ, то есть свободное и нравственно ответственное за свою свободу существо». Выдвинул лозунг: «АНТИТОТАЛИТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Ч. был приглашен на ХХ Всемирный философский конгресс (США, Бостон), где выступил на секции онтологии (13 августа 1998). Заочно выступил на ХХI Всемирном философском конгрессе (Турция, Стамбул; август 2003 г.) с докладом «Проблема Небытия».

Член Союза писателей России (2001). К особенностям поэзии Ч. следует отнести чувство нравственной правоты, традицию социально-философской критики. Судьбы современников в его поэзии предопределены историческим прошлым, в частности, сталинским режимом.

Сочинения:

  • «Протестантизм» (1969);
  • «Эгейская предфилософия» (1970);
  • «Италийская философия» (1975);
  • «Курс лекций по древней философии» (1981);
  • «Аристотель» (1981, 1987);
  • «Курс лекций по древней и средневековой философии» (1991);
  • «Философия Древнего мира» (1999, 2001, 2003);
  • «Введение в любомудрие» (2000, 2002).