Крутоус Виктор Петрович

E-mail: 
victor.krutous@gmail.com
Ученая степень: 
доктор филос. наук
Ученое звание: 
проф.
Должность: 
Профессор
Подразделение: 

 

Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, редакционно-издательское отделение (1957). Окончил очную аспирантуру философского факультета МГУ при кафедре эстетики (1970). Защитил кандидатскую (1971) и докторскую (1987) диссертации. Работает на кафедре эстетики с 1975 года по настоящее время.

Хотя круг научно-педагогических интересов В.П.Крутоуса обширен и разнопланов, отдельные его аспекты скрепляет магистральная тема: «Теоретическое осмысление великой художественно-эстетической революции XIX-XXI веков (классика – модернизм и авангардизм – постмодернизм – …)». В истории искусства и эстетической мысли В.П.Крутоуса прежде всего привлекают периоды «бури и натиска». В частности, один из наиболее ранних, разразившийся в середине XIX века во Франции, связанный с творчеством т. наз. «проклятых поэтов» и получивший неофициальное наименование «период декаданса». Знаковой фигурой этого переломного времени справедливо считают творчество Шарля Бодлера, автора знаменитых «Цветов зла». В.П.Крутоус уделяет всему этому самое пристальное внимание – не как простым «посланиям из прошлого», а как драматичному проблемному узлу, сохранившему до сих пор свою теоретико-методологическую значимость.

Другим притягательным объектом для В.П.Крутоуса является художественная и эстетическая культура русского Серебряного века. Именно в эти годы, на рубеже XIX и XX веков, произошло бурное столкновение философско-эстетических идей Фридриха Ницше с воззрениями его российских коллег, в большинстве своем представителей русской религиозной философии. Отзвуки этих баталий и поединков весьма ощутимы, показывает В.П.Крутоус, и в наши дни.

Прослеживая сдвиги в развитии художественного сознания, В.П.Крутоус предпочитает изучить конкретные артефакты конкретных арт-практик не изолированно, а в широком историческом и социокультурном контексте. Одновременно он отстаивает философский характер эстетической рефлексии, считая неправомерным и непродуктивным ее растворение в конкретике обычного историко-искусствоведческого описания. В этом пункте он всегда солидарен со своим учителем (и основателем кафедры эстетики МГУ) профессором М.Ф.Овсянниковым, который писал: «Эстетическая мысль не всегда … бывает выражена в адекватной теоретической форме … но она всегда должна быть философским обобщением, и только в этом смысле она сохраняет свою специфичность». Такая установка побуждает изучать ломку традиций прежде всего в лоне самой философии. Лишь с учетом этой опосредованности нам в полной мере раскрывается значение тех или иных инноваций собственно в искусстве.

В круг научно-педагогических интересов В.П.Крутоуса входит также психология искусства – дисциплина, находящаяся на стыке психологии, искусствознания и эстетики. Все интересующиеся проблемами эстетики хорошо знают «Психологию искусства» Л.С.Выготского. А сделать дальнейший шаг вперед в этой области, к сожалению, не решаются. Робеют… А ведь скоро мы будем отмечать уже вековой юбилей этой замечательной книги! Не пора ли и новому поколению эстетиков сказать свое слово по затронутым в ней вопросам?

Виктор Петрович Крутоус — автор 6 книг (одна написана в соавторстве с Е.Я.Басиным) и около 100 научных статей и других публикаций.

В качестве научного руководителя аспирантов В.П.Крутоус подготовил 20 кандидатов философских наук (специальность 09.00.04 – эстетика).

В 2007 году Виктору Петровичу Крутоусу присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета».