Выездная школа культурологов

22 октября 2022 года состоялась очередная выездная школа отделения «Прагматика и менеджмент культуры» по достопримечательным местам Москвы и области. По приглашению нашего преподавателя и нового исполнительного директора институции Алины Николаевны Сапрыкиной мы посетили Сергиев Посад, чтобы познакомиться с памятниками древнего монастырского собрания и обсудить современные подходы к их музейной подаче. Части этого собрания (из наиболее известных – филиал «Ризница Троице-Сергиевой Лавры» и Наместничьи покои) с 1990-х гг. находятся в ведении Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Коллекции музея по-прежнему неотделимы от лавры, являющейся крупнейшим центром образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Филиал «Ризница» – это по-прежнему единственное в России государственное собрание церковного искусства, находящееся на своем историческом месте. В этом помещении веками накапливались и хранились редкие и уникальные памятники: иконы, рукописные и старопечатные книги, произведения лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра, которые являлись вкладами и пожалованиями великих и удельных князей, русских царей и императоров, представителей знатных родов и различных сословий русского общества.

Наше особое внимание привлекла наиболее проблемная часть коллекции, располагающаяся за пределами лавры. Знакомство с музейным комплексом «Конный двор» провела для нас с.н.с. отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX вв.» к.и.н. Гаганова Маргарита Александровна. В залах этого архитектурного памятника соседствуют стенды, повествующие о прошлом Сергиево-Посадского края начиная с каменного века и заканчивая периодом складывания монастырского ансамбля на фоне бурных событий ХIV-ХVII вв. Все представленные здесь предметы имеют большую художественную и историческую ценность, они привлекательны для глаз и интересны как объекты старины. Однако абстрактная «древность», формирующая основу их подачи, явно устарела как принцип и уже непонятна современному посетителю. Икона с изображением прп. Максима Грека здесь соседствует с портретом Ивана Грозного кисти неизвестного художника, выполненном в середине XVIII века. Витрины, представляющие грамоты и печати XVII – XIX вв., – с окладами, ризами и футляром для каменной иконы Богоматери «Одигитрия (Смоленская)»; предметы из усыпальницы Годуновых – с холодным оружием периода Смутного времени. Нам показалось, что традиционный музейный подход, объединяющий священные предметы с бытовыми, а сакральное измерение вещей – с декоративным требует серьезного пересмотра. В этом направлении нам и предстоит работать.

доцент Д.А. Лунгина